г. Междуреченск, ул. Октябрьская, 22, домофон 76.
    (о встрече договариваться предварительно)
    8-923-630-36-63, 8-923-462-64-73,
    E-mail: iren-muhorcheva@mail.ru
Главная » Статьи » Стили дизайна

Увидеть историю


Собор Святых Петра и Марии:
алтарная часть, XIII век, Кёльн

Мост через реку Северн (Ihe Iron Bridge), 1775-1979

Каждый из нас обладает рядом убеждений, сложившихся давно или недавно, но возникших, так сказать, теоретически. Например, не вызывает сомнений утверждение о том, что знание истории интерьера может сильно повлиять на работу современного архитектора или дизайнера. Однако наглядные доказательства в каждом конкретном случае сформулировать достаточно сложно, особенно если перед глазами нет «картинки» (речь, конечно, не идет о дословном использовании того или иного элемента или приема, заимствованного из справочника по стилям). С реальным подтверждением своих мыслей встречаешься подчас нежданно-негаданно. Это случается как вознаграждение за определенные вложенные усилия, хлопоты, потраченные время и деньги.


Текст: Светлана НИКОЛЬСКАЯ
Фотоматериалы из архива автора


Месяц назад мне представилась возможность в течение двух недель побывать в самых разнообразных исторических интерьерах Германии. Поездка превратилась в путешествие в машине времени. Перекличка эпох в интерьерах разных времен и стилей обнаружилась самым неожиданным образом. Что общего может быть у готического собора и индустриального сооружения? Ответ появится, если сразу посла посещения Кельнского собора вы попадете в музей дизайна Ped Dot, расположенный в Эссене на территории бывшей крупнейшей в мире каменноугольной шахты.

Один из цехов бывшей шахты Цольферайн (Zollverein), а ныне – музей дизайна Red Dot, Эссен

Обнаженные конструкции, акцентрованные световые потоки, льющиеся с высоты и переключающие все внимание на себя обилие разномасштабных деталей и форм вокруг, неожиданно попадающих в круг зрения, но смысл и назначение которых непонятен - это то, что можно увидеть и в готическом соборе и внутри промышленного предприятия.

Первый раз в жизни удалось воочию убедиться в истинности рабочего тезиса истории дизайна о роли готики в становлении новой эстетики металлических конструкций.

Конструкции колокольни Кёльнского собора, XIX век

Впервые мысль о сугубо функциональном предназначении элементов средневековой архитектуры сформулировал французский архитектор и реставратор ЭЭ. Виолпе-ле-Дюк (1814-1879), ныне почитаемой во всем мире как выдающийся теоретик дизайна. Не случайно первый металли-ческий мост, сооруженный в Европе, – «Айронбридж», мост через реку Северн в Англии (недалеко от Бермингема) – отчетливо демонстрирует конструктивную «графику» готических нефов.

«Проект моста не преследовал художественных целей. Но именно он открыл путь для событий большой важности», – писал автор одной из настольных книг дизайнеров «Пространство. Время. Архитектура» З. Гидион (1897–1964), имея в виду те эксперименты с металлическими конструкциями, которые воплотились в XIX-XX веках в Европе и Америке.

Фрагмент экспозиции музея Red Dot


Карл Альбрехт фон Леспилье (1723–1796).Большой парадный зал Шецлерпалас, 1765–1770, Аугсбург

Большой парадный зал – удивительная кульминация анфилады – поражает не только своими размерами (23 метра в длину и 10,3 метра в ширину), но и очень хорошей сохранностью, так как 95 процентов всех поверхностей сохранилось в первоначальном виде.

Продольные стены зала разделены семью двусветными окнами, между которыми находятся обильно позолоченные зеркала с консольными столиками и канапе – единственная мебель в этом помещении. На торцовых стенах по центру расположены камины. А по сторонам двустворчатые двери. Плафон Грегорио Гульельми (1714–1773) «Торговля объединяет четыре части света» изображает аллегорические фигуры Европы, Америки, Азии и Африки в окружении мифологических персонажей и экзотических животных.

Четыре части света представлены также в десюдепортах Софония де Диркса (1712–1773) в образах флоры и фауны их земель. Эту всемирную тему продолжают различные символы, помещенные в позолоченных верхушках зеркал. На торцовой стороне находятся четыре времени года, а на продольных стенах –символы дней, недель и знаков зодиака, отражающие космический порядок единого целого. Парадный зал, обретающий связь с природой благодаря регулярному саду, который виден из южных окон, становится отображением Универсума.

Дворец Шецлера является уникальным культурно-историческим ансамблем, сохранившим характер частных апартаментов XVIII столетия.

Кристоф Трепеш

Стена с камином, Шецлерпалас, 1765-1770. Аугсбург



Когда читала или рассказывала об интерьерах эпохи рококо, постоянно испытывала определенную сложность. Все ключевые приемы рокайля хорошо известны, их часто используют дизайнеры всех специальностей: золото на белом; пастельная цветовая гамма с доминантой розового; изображения крылатых младенцев, части тел которых превращены в раппорты и принты; обилие флоральных мотивов (дошедших до наших дней в виде «жутких розочек»). Никогда не понимала, как можно сейчас серьезно к этому относиться. Другое дело – когда попадаешь в «живые» интерьеры рококо (настоящих, не реконструированных, сохранилось не так много): с одной стороны, все необходимые («по учебнику») элементы никуда не делись, а ощущения испытываешь очень современные и волнительные.

В моем путешествии бальный зал в необычном сооружении XVIII века в баварском городе Аугсбург на юге Германии значился в первой десятке. Ожидания полностью оправдались: интерьер не мог не вызвать чувства восторга.

Очень похожие эмоции посетили меня в небольшом музейном помещении в северогерманском Бремене, где был реконструирован интерьер начала XX века. Как же объяснить, по какой причине вновь «образовалась приятная гибкость в теле» и щекочущая нервы ситуация игры. Ведь пространство «Комнаты молодой дамы» Г. Фогелера, казалось бы, ни по параметрам, ни по примененному «набору» стилевых элементов никак не походила на бальный зал в Аугсбурге.

Все дело именно в дизайне.

Генрих Фогелер (1872–1942). «Комната молодой дамы». Третья Немецкая Выставка искусств и ремесел, Дрезден. Фото 1906 года

Например, Г. Фогелер остроумно трансформировал традицию рокайльных десюдепортов: сделал рамки-«паспарту» с золотым кантом для графических листов в панелях отделки нижнего яруса стен. Любимые рококо цветочные мотивы стилизовал в духе югендштиля (немецкого модерна). Зеркало над камином, возможно, дань исторической традиции, но латунные аксессуары (каминного портала) и фурнитура не позволяют усомниться в хронологической принадлежности интерьера Фогелера. В нем рокайльный прием «золото на белом» читается как блеск и мерцание металла различных фактур.

О сложной программе интерьеров рококо вспоминаешь, рассматривая сюжеты рисунков Г. Фогелера и гравюры в книгах, представленных в шкафу-витрине «Комнаты молодой дамы».

«Комната молодой дамы», представленная в музее Focke, Бремен


Невозможно не упомянуть еще об одной традиции, пережившей века и воспринимающейся в современном дизайне интерьера в качестве «чисто немецкой». Фахверковые конструкции, сохранившиеся в старинных сооружениях по всей Германии, послужили основой для очень выразительного приёма, преображающего пространство. Именно он сделал уникальными экспозиционные залы музея Фрица и Гермине Овербек, расположенные в бывшем пакгаузе в портовом районе Фегезак, в 20 км от Бремена.

Фахверк – каркасная конструкция, характер-ная для многих стран Европы: горизонтальные и вертикальные элементы и раскосы бруса соединены между собой. В определенной степени фахверк – это наследие строительной техники древних римлян, применявших способ забутовки смесью цемента и гравия деревянных каркасов. В Германии фахверк применяли в основном в жилых и хозяйственных постройках. Немецкий «фахверковый дизайн» отличается сложным, изощренным характером.

Совмещение конструктивной и декоративной функций напоминает об ордерной системе, но, в отличие от ордера, фахверк в современных интерьерах уместен не везде и не всегда.

Однажды М. М. Аленов, замечательный искусствовед, рассказывая о художественных особенностях ансамбля Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, стоя между Зимним дворцом В. Растрелли и Адмиралтейством А. Захарова, объяснял, как один архитектор, проектируя свое сооружение десятилетия спустя, «сделал реверанс» другому. Оказывается, это может быть и в искусстве интерьера. Именно так – «искусство интерьера» – сейчас называется одна из дисциплин в образовательном стандарте будущих дизайнеров интерьера. И это нечто иное по сравнению с тем, что очень многие считают сегодня своей профессией



Внутренний интерьер музея ничем не напоминает современные залы большинства музеев; здесь все предельно просто – деревянный пол и открытые деревянные несущие конструкции, белые стены и много света. Пейзажи Фрица и Гермине Овербек органично вписываются в окружающее пространство.

Живопись и рисунки расположены таким образом, чтобы не нарушать целостности восприятия пространства в целом. Вся обстановка способствует тому, что зритель испытывает личное переживание и пробуждение всевозможных ассоциаций, воспоминаний и настроений: атмосфера уюта деревенского дома как бы дополнена и природным окружением, изображенным на полотнах Фрицаи Гермине Овербек, – болотистого ландшафта Ворпсведе, полей Фегезака и песчаного берега острова Зюльт.

Александр Лобков

Экспозиция музея Фрица и Гермине Овербек, Бремен-Фегезак






Категория: Стили дизайна | Добавил: Редактор (19.10.2012)
Просмотров: 716 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0