г. Междуреченск, ул. Октябрьская, 22, домофон 76.
    (о встрече договариваться предварительно)
    8-923-630-36-63, 8-923-462-64-73,
    E-mail: iren-muhorcheva@mail.ru
Главная » Статьи » Стили дизайна

Модерн



Модерн с легкой руки производителей стал общим названием всех современных стилей, в противоположность классике. Однако это отдельный стиль, ограничен­ный определенными хронологическими рамками, который также назывался ар-нуво, югендстиль, сецессион, или стиль либерти, в зависимости от страны. Его воз­никновению предшествовала полная анар­хия в стилистическом отношении, кото­рую принято называть эклектикой или историзмом: ничего нового не придумыва­лось, а Европу накрывали волны неороко­ко, неоампира, неоготики, неоренессанса и прочие подражательные течения. До­шло до того, что несколько абсолютно раз­ных эпох уживалось под одной крышей, и этому даже придумали имя: популярный австрийский художник Ганс Макарт ввел термин «стилевой плюрализм».

Поиск но­вых форм начался в 1861 году с возникно­вением движения «Искусство и ремесла» Уильяма Морриса. Однако его предприятие опиралось на возрождение ремеслен­ного производства, что в эпоху промыш­ленной революции было явным анахро­низмом. В 1892-м группа молодых худож­ников в знак протеста против засилья академического искусства вышла из со­става мюнхенской выставочной организа­ции (сецессион - от лат. «уход»): так взо­рвался, подобно вулкану, новый стиль, выбросив потоки креативной лавы, на­капливавшейся в недрах бесконечного ти­ражирования исторических шаблонов. Творческий дух вышел на свободу, а воз­можности новой промышленности впер­вые могли дать ему достойное подкрепле­ние в виде чугунного литья, стали, стекла и бетона. Вдохновение художники черпа­ли в подражании природным формам - лианам, водорослям, естественным силуэ­там.

Кредо нового стиля сформулировал Герман Обрист, введя яркий образный тер­мин «удар бича». Кроме того, огромное влияние на формирование стиля оказало «открытие» Японии, прежде всего япон­ской графики, эстампа.



В рамках модерна получили свое развитие две линии: декоративная, отрицающая всякую архитектонику, с текучими фор­мами и контурами («удар бича»), была ха­рактерна для французского ар-нуво и ита­льянского либерти, и конструктивная - прямые ясные линии, конструктивное по­строение, минимум декора, получившая распространение в австрийском сецессио­не и немецком югендстиле.



Несколько особняком стоит английский модерн, вы­раженный в творчестве Чарльза Ренни Ма­кинтоша. Впервые произошел полный от­рыв от традиции: возможности молодой индустрии стали использовать не для ими­тации отживших форм кустарных изде­лий, а для массового производства утили­тарных предметов, в которых технологич­ность исполнения сочеталась с функцио­нальностью и новой эстетикой. Конечным временным рубежом модерна стало начало Первой мировой войны в 1914 году. Предчувствием катастрофы на­полнены все образы нового стиля, будто бодлеровские цветы зла перетекли в плас­тическое искусство. Красивым объявлено то, что раньше игнорировалось: болотные цветы - ирисы, дурманящие маки, колю­чий репейник, а из царства животных - бо­лотные птицы, змеи, жабы, насекомые, летучие мыши.



Образ женщины, Великой Богини, воспетой поэтами символизма, становится одним из центральных, вокруг него выстраивается новая мифология. Мо­дерн перевернул с ног на голову сам про­цесс строительства: особняки и доходные дома проектировались по принципу «от интерьера к экстерьеру». Особенно ярко новый подход иллюстрирует творчество Гауди.

Так вырвавшийся на свободу орна­мент одним ударом бича подчинил себе це­лую эпоху.




Категория: Стили дизайна | Добавил: Редактор (08.10.2012)
Просмотров: 745 | Теги: дизайн, стиль, классицизм | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0