г. Междуреченск, ул. Октябрьская, 22, домофон 76.
    (о встрече договариваться предварительно)
    8-923-630-36-63, 8-923-462-64-73,
    E-mail: iren-muhorcheva@mail.ru
Главная » Статьи » Стили дизайна

Ампир





Ампир - единственный из стилей, наса­ждавшийся сверху командно-админист­ративными методами как официальный стиль империи. Поэтому в Европе его вре­менные рамки достаточно узки: от назна­чения Наполеона Бонапарта первым кон­сулом Французской республики, затем - расцвет стиля от его коронации в 1804 го­ду до заточения на острове Св. Елены в 1815-м и постепенный упадок до 1820-х.

Специфическая вариация стиля, извест­ная как «русский ампир», существовала гораздо дольше, прославляя вполне здрав­ствовавших российских императоров и плавно перетекая в частных интерьерах в бидермейер.

Несмотря на недолгое суще­ствование, ампир был настолько ярким 44 явлением, что достоин отдельного рассмо­трения. Все тенденции, зародившиеся в классицизме, в ампире получили свое выс­шее воплощение. После аскетической строгости революционных лет в интерье­ры возвращаются пафос и пышность, все напоминает театральные декорации эпо­хи великих римских императоров.

При ближайшем рассмотрении ампир эк­лектичен: помимо унаследованного от классицизма копирования античных об­разцов здесь присутствует ощутимая еги­петская струя, порожденная наполеонов­скими походами на соседний континент. Пирамиды, сфинксы, анубисы, фараоны и саркофаги неожиданно появляются в ев­ропейских интерьерах.


Создателями сти­ля можно считать парижских архитекто­ров-декораторов Пьера Фонтена и Шарля Персье: они в 1799 году настолько удачно декорировали Шато де Мальмезон, рези­денцию Жозефины, что в 1801 году Фонтен был назначен правительственным ар­хитектором, а интерьеры Мальмезона ста­ли образцом для всех европейских дворов. Так, российский император Александр I в 1809 году поручил мастерам посылать ему обзоры наполеоновских архитектурно-де­коративных новшеств, что они и делали в 1810-1815 годах, создав огромный графи­ческий цикл. Во Франции также вышел двумя изданиями (1801 и 1812) альбом с проектами мебели и интерьеров Персье и Фонтена, что способствовало быстрому распространению стиля и его целостнос­ти.



Помимо буквального копирования античных образцов, но теперь с преобла­данием военной тематики (щиты, шле­мы, факелы, оружие и прочие трофеи на стенах и в декоре, лавровые и дубовые вет­ви, обои с изображением батальных сцен), ампир разрабатывает и свою мифологию. Так, после декорирования Мальмезона возникают повторяющиеся мотивы лебе­дя (символ императрицы Жозефины) и ор­ла (символ Наполеона). Кровати в форме ладьи с вырезанными из дерева лебедями по обеим сторонам или подлокотники кре­сел с лебедиными шеями еще долго путе­шествовали по российским поместьям. Прибавьте к этому ножки столов и стуль­ев в форме львиных лап, грифонов или крылатых сфинксов, и получится очень забавный зоопарк. В спинках стульев и кресел популярны формы лиры или «бо­чонка», а задние ножки обретают форму сабли.



Из новых предметов мебели появи­лись столики-треножники - похожие на жертвенники в античных храмах, кото­рые использовали для умывальников или курительниц, круглый столик-геридон на одной ножке. Кровать-ладья под высоким балдахином должна была напоминать о походе, как, например, спальня Жозефи­ны, оформленная благодаря драпировкам на манер военной палатки.

Цветовая гамма ампира - контрастная, агрессив­ная: красный, синий или изумрудно-зеле­ный с золотом. И золота снова много, оно повсюду - на мебели, в отделке интерьера, на столовом фарфоре. Обязательное следо­вание императорскому стилю слишком дорого обходилось подданным, поэтому в то время развивается искусство подделки: под позолотой можно обнаружить даже папье-маше.

Ампир до сих пор остается стилем людей амбициозных, устремлен­ных к завоеванию новых территорий.




Категория: Стили дизайна | Добавил: Редактор (09.10.2012)
Просмотров: 836 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0